Большой двигатель от большой машины и запихивание его под капот автомобиля среднего размера — вот что положило начало всей сцене мускул-каров в первые годы 1960-х годов.
Но Dodge Dart GTS 440 1969 года показывает, насколько далеко автопроизводители были готовы продвинуть эту идею к концу десятилетия, и на сколько компромиссов в области безопасности и удобства они были готовы пойти, чтобы вывести эту мощь на улицу.
Обычный Dart GTS не входит в число тех мускульных автомобилей, которые входят в Топ-10 списков. Компактный конкурент Chevy’s Nova, он выглядит довольно квадратным, не только в наши дни, но и в 1960-х годах. Большинство из них оснащено небольшими движками V8 или, возможно, 383, что означает, что их оттесняли с дороги более модные ДВС Hemi и другие претенденты.
Но в свое время они пользовались большим уважением, особенно маленькая версия объемом 340 куб. дюймов (5,6 литра), которая, как считалось, была значительно недооценена при 275 л.с. Dart GTS разогнался до 96 км/час в час за 6 секунд, а в сентябре 1968 года преодолел четверть мили за 14,4 секунды. Что породило слухи, что истинная мощность была ближе к 350 л.с. Единственное, что действительно не понравилось многим, так это тормозная способность дополнительного дисково-барабанного тормоза с усилителем.
«Любой вид остановки с максимальным усилием… заставляет заднюю ось резко подпрыгивать, а дисково-барабанная система торможения создана таким образом, что прямые остановки исключены», — написал тестер C&D. «После 80 миль в час при критической остановке Dart GTS неизменно шел боком к направлению движения, утешало лишь то, что при каждой остановке он постоянно поворачивал в одном и том же направлении. Болты сыплются и капает на ноги из-под приборной панели».
Да, похоже, что замедление не было сильной стороной GTS. Так что же сделал Додж? Он засунул под капот еще больший двигатель, сделал тормоза еще хуже и отключил гидроусилитель руля, чтобы у вас было меньше шансов спастись, когда что-то пойдет не так.
Автомобиль, изображенный здесь и в настоящее время продаваемый на Bring-a-Trailer, представляет собой Dart GTS с M-кодом, один из всего 640 хардтопов Dart, оснащенных массивными 7210 куб. см. (7,2-литровый) V8 от Charger в 1969 году. Идея пересадки была вырвана у легендарного мессера Mopar мистера Norm, который в 1968 году продал около 50 440 замененных Darts из своего дилерского центра в Чикаго. Именно то, что нужно, чтобы завоевать несколько трофеев в дрэг-рейсинге в классе Factory Super Stock Национальной ассоциации хот-родов (NHRA), и поручил г-ну Норму разработать автомобили, производство которых затем было заключено по контракту с Hurst.
И эта цель — слава дрэг-стрипа — помогает понять немного сумасшедшие характеристики автомобиля. Модель 440 наполнила M-code Dart GTS огромными 375 л.с. и 440 фунт-фут (597 Нм) крутящего момента, но движок также был физически массивным. Настолько большим, что в моторном отсеке не было места для усилителя тормозов, а это означало, что этот компактный двигатель мощностью почти 400 л.с. имел барабанные тормоза без сервопривода и тугое рулевое управление без усилителя. Dodge действительно наплевал на пределы ответственности за качество выпускаемой модели Dart 440, и, хотя для соревнований он построил несколько еще более безумных моделей Dart 426 с двигателем Hemi, только М-код вышел на улицы как полноценный серийный автомобиль.
Но хотя он был доступен у дилеров Dodge, эти дилеры точно знали, почему вы его покупаете. Таким образом, оборудование, такое как задняя ось, универсальные шарниры и карданный вал, которые были обречены на выбывание, не подпадало под действие гарантии. Доступный только с трехступенчатой автоматической коробкой передач Torqueflite, якобы из-за того, что Dodge беспокоился, что задняя ось не выдержит ручного переключения скоростей., M-код, сумел покорить четверть мили за 12,7 секунды на скорости 112 миль в час, тогда журнал Drag Racing поменял местами стандартную резину для того, чтобы снизить мощность 440-го во время испытаний в июне 1969 года.
Что должно сделать скромно выглядящий Dart GTS одним из самых сумасшедших автомобилей за всю историю. Этот, доставленный новым в Пенсильванию, но в настоящее время находящийся в Мичигане, изначально был белым, но теперь представлен в еще более незаметном черном цвете с красным обручем вокруг багажника и крошечными 440 значками на двойных крылышках капота, чтобы предупредить соперников на соседней полосе. Представьте, сколько удовольствия вы могли бы получить, даже сегодня, заставая других водителей врасплох. Просто не забудьте оставить достаточно места (во всех направлениях) для остановки.