Представленный в 1973 году Van Veen OCR 1000 стал первым в мире серийным мотоциклом, оснащенным автомобильным двухроторным двигателем, и его создатели назвали его лучшим и самым технологически продвинутым супербайком, который можно было купить за деньги.
После того, как Феликс Ванкель представил свой инновационный двигатель в январе 1960 года, многие инженеры по всему миру были убеждены, что доверие к традиционному поршневому двигателю утеряно. Легче, компактнее и с меньшим количеством движущихся частей, чем стандартные поршневые агрегаты с возвратно-поступательным движением, роторный двигатель потенциально мог совершить революцию в отрасли и поршневой двигатель устарел.
Но, как и все, что звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, роторная конструкция Ванкеля имела множество недостатков.
Несмотря на то, что роторный двигатель, несомненно, более эффективен, чем традиционный двигатель аналогичного размера с точки зрения потенциальной мощности, роторный пожирает больше бензина и масла, чем поршневой двигатель гораздо большего размера. Тем не менее, это не помешало производителям платить сборы, необходимые для лицензирования конструкции, и пытаться решить присущие ей проблемы. В 1960-х и 1970-х годах большинство компаний, делавших ставку на двигатель Ванкеля, были представителями автомобильной промышленности, но некоторые решили поэкспериментировать с революционным двигателем на мотоциклах. Первым двухколесным образцом того раннего периода, который был запущен в производство, был Suzuki RE5, однороторный мотоцикл, созданный никем иным, как знаменитым Джорджетто Джуджаро. Но хотя Ван Вин чрезвычайно гордился достижениями своей команды, в его голове вынашивался гораздо более амбициозный план: создание супербайка с двигателем Ванкеля. Будучи большим поклонником гонок на двухколесных мотоциклах, он основал компанию Van Veen Racing, которая помогла повысить известность импортируемых им мотоциклов, выиграв множество трофеев объемом 50 куб.см. Его история начинается с Хенка ван Вина, человека, который зарабатывал на жизнь импортом немецких мотоциклов Kreidler объемом 50 куб.см. был запущен в производство, голландская компания Van Veen представила OCR 1000 с двойным роторным приводом, который должен был стать лучший и самый технологичный серийный супербайк, который когда-либо видел мир.
Обладая решимостью, финансовыми возможностями и подходящей командой, чтобы воплотить свои амбиции в реальность, Ван Вин вскоре получил функциональный прототип. прототип, разработанный бывшим гонщиком Гран-при Йосом Шургерсом, был построен на основе модифицированной рамы Moto Guzzi.
Для проверки возможности Ванкеля на раму установили двухвинтовой двигатель, позаимствованный у Mazda.
Сообщается, что весь тестовый мул выглядел ужасно, но после длительного этапа разработки в результате получился OCR 1000 потрясающий мотоцикл, который и полвека спустя выглядит хорошо.
Хотя выбор двигателя Mazda для серийной версии был бы более разумным выбором, Ван Вин в конце концов заключил сделку с люксембургской компанией Comotor, совместное предприятие NSU и Citroen, производившее Wankel для последнего автопроизводителя. Даже если он был разработан новой компанией, не имеющей опыта создания серийных супербайков, инновационный OCR 1000 выглядел впечатляюще. Он был построен на специально изготовленной раме, оснащенной 42-миллиметровой телескопической вилкой, регулируемыми двойными задними амортизаторами, гидравлическими тормозами Brembo и всем оборудованием премиум-класса, предназначенным для гонщика. мог надеяться.
Великолепного внешнего вида было достаточно, чтобы привлечь внимание посетителей Кёльнской выставки мотоциклов 1974 года к стенду Van Veen, но особенностью, которая поразила людей, был роторный двигатель.
Аккуратно расположенный в раме и украшенный матовым алюминиевым корпусом, двухроторный двигатель объемом 996 куб.см обещал обеспечить 100 беспрецедентно плавных лошадей благодаря разработанной коробке передач Porsche и приводной вал.
Публика была в восторге, и Van Veen OCR 1000 сумел затмить совершенно новую Honda Gold Wing, будущую легенду туристического сегмента.<а я=11> Специализированная пресса также писала в целом положительные статьи о модели, хваля ее качество сборки, удивительно хорошую управляемость при ее огромном весе в 700 фунтов (317 кг) и, конечно же, ее смелый автомобильный двигатель. В OCR 1000 никому не нравилась одна вещь: его цена. Сумма, эквивалентная примерно 15 000 долларов США (или 104 751 доллар США в ценах 2023 года), сделала инновационный Van Veen одним из самых дорогих серийных мотоциклов в мире. Но потом дела пошли под откос. Несмотря на многообещающие результаты, роторный двигатель Comotor столкнулся с множеством проблем с надежностью, из-за которых начало производства было отложено не менее чем на четыре года. Что еще хуже, Citroen начал попадать в заголовки газет, пытаясь выкупить и утилизировать экземпляры GS Birotor, которые он продал, поскольку двигатель, используемый совместно с OCR 1000, оказался катастрофически ненадежным. Ван Вин наконец начал производство своего инновационного мотоцикла в 1978 году, пообещав доработку двигателя, которая повысит надежность в долгосрочной перспективе. Но к тому времени Comotor уже готовился закрыть свои ворота, и негативная пресса вокруг двигателя отпугнула многих потенциальных клиентов. В итоге голландской компании удалось построить всего 38 единиц в период с 1979 по 1981 год, когда производство было прекращено.