Большинство российских автомобилей чрезвычайно надежны и долговечны. Вот цитата из обзора Reuters: «Его простота была преимуществом, так же как и способность продолжать работать в суровые холода. В последующие годы его низкая цена и долговечность сделали его привлекательным, особенно в российских регионах. Российский автомобиль действительно крайне неприхотлив. «Я люблю свою машину», — сказал Николай Дашкевич, механик из Москвы, у которого есть 25-летняя белая Лада 2105, пятая в мире. «Более половины деталей являются оригинальными, но пройдено более 1 миллиона километров (625 000 миль)».
Это невероятное расстояние для (новой) машины эконом-класса за 4 000 долларов. (за новую!)
Одна из проблем россиян в том, что немногие обучаются простому обслуживанию и ремонту автомобилей. Поэтому Lada (первый массовый российский (советский) автомобиль была исключительно хорошо спроектирована для долгой эксплуатации. У неё было рулевое управление с рециркуляцией шариков, как у грузовика, а не хлипкое реечное рулевое управление, обычное для малобюджетных экономичных автомобилей. У Lada также был действительно качественный листовой металл, который мог легко прослужить 30 лет без проблем с ржавчиной. Он был разработан и спроектирован для обслуживания, не требующего высоких технологий, и, если за ним ухаживать, он ответит добром за добро. По этой причине она стала одной из самых продаваемых автомобильных марок всех времен, и ее до сих пор ценят владельцы, которые знают, как ее поддерживать. Новые российские автомобили по-прежнему создаются с учетом качества, но они не рассчитаны на долгую службу, как старые добрые Ladas & Volgas.
Почему российский автомобиль не продается в США?
Есть несколько причин, и это сложный вопрос.
Причина 1: История.
В СССР был свой автомобильный сектор, который не пересекался с мировым рынком и был изолирован, как и остальные отрасли СССР. Сектор грузовых автомобилей и большегрузных автомобилей был важен для вооруженных сил, поэтому он был относительно хорошо развит и мог бы быть конкурентоспособным на мировом рынке, если бы не железный занавес. Однако легковые автомобили в основном считались предметом роскоши. Итак, то, что было в СССР, хоть и было очень желательно для граждан СССР, но не было конкурентоспособным (вообще говоря) на мировом рынке. Самым популярным семейным автомобилем на самом деле была модифицированная лицензионная копия Fiat 124. И до 1990-х годов его модификации. Бренд — LADA.
Сегмент люкс заняли автомобили ВОЛГА.
В 1990-е годы СССР распался, и рынок открылся как для импорта, так и для экспорта. Однако к тому времени автомобильная промышленность, как и многие другие отрасли в СССР, безнадежно отставала от мировой конкурентоспособности.
С тех пор правительство прилагает все усилия для реанимации автомобильного сектора и достижения мировой конкурентоспособности. И с точки зрения дизайна автомобилей это действительно было сделано. Вот несколько фото того, что бренд LADA сейчас продает в России (речь идет в первую очередь о Vesta, наверное первый российский автомобиль, который подарил надежду на исправление ситуации):
Достойный дизайн с приемлемым уровнем качества (лучше китайского, хуже корейского) по доступной цене со всеми опциями, типичен для доступных на мировом рынке автомобилей среднего класса. Есть, конечно, и автомобили местного производства почти всех мировых брендов, но сейчас я говорю только об оригинальных российских разработках.
Однако к тому времени, когда российский автомобилестроительный сектор набрал обороты, все рынки были разделены и заняты. Было уже слишком поздно.
Причина 2: Логистика.
Машины очень дороги в транспортировке — они чрезвычайно хрупкие (по грузовым меркам) и занимают много места на единицу. Как правило, в современном мире экспорт автомобилей туда, куда вы не можете перевезти их грузовиком, настолько дорог, что конечный продукт должен иметь огромное ценовое преимущество, чтобы быть конкурентоспособным по цене в конечной точке. Вот почему в России нет автомобилей производства США, как и автомобилей российского производства в США. В отличие от Китая, Россия не является страной с низкими издержками производства, и издержки производства, хотя и ниже, чем в США, не являются низкими, чтобы позволить экспортировать готовые автомобили в развитые страны по конкурентоспособной цене. И вот мы подошли к самой важной причине:
Причина 3: Объем.
Автомобильная промышленность ЧРЕЗВЫЧАЙНО зависит от объема производства в плане управления затратами. Невозможно создать автомобиль с конкурентоспособной стоимостью, если у вас небольшой объем. У вас будет ВСЕ дороже. Некоторые детали вы вообще не сможете приобрести. Хорошим примером является автоматическая коробка передач — автомобили LADA имеют автоматическую коробку передач в качестве опции для некоторых моделей, но это очень дорого, потому что только один поставщик коробки передач согласился предоставить коробку передач для заказанного небольшого объема, а цена заоблачная. АВТОВАЗ (завод по производству бренда LADA) производит в лучшем случае 350–400 тысяч автомобилей в год. TOYOTA, например, производит 10 миллионов автомобилей по всему миру. Такой объем закупок автокомпонентов позволяет Toyota приобретать компоненты сопоставимого качества в 1,5 ~ 2 раза дешевле, чем LADA, или покупать компоненты значительно более высокого качества или функциональности по той же цене. Сделать конкурентоспособную машину крайне сложно, если только ты не большой. А из-за исторической изоляции российские производители автомобилей пропустили ту фазу, когда мировой рынок расширялся и были возможности для роста.
Причина 4: Инфраструктура.
Еще одна причина, по которой сегодня нужно быть большим, чтобы продавать автомобили, — это инфраструктура. Заказчик ожидает не просто покупки автомобиля, ему требуется сервис, ремонт, запчасти. Это особенно актуально для бюджетных автомобилей, которые, как ожидается, не проработают весь срок службы без ремонта. Это означает, что для продажи автомобилей в любой стране вы должны предоставить своим клиентам сеть дилерских центров, а также сеть сервисных и ремонтных станций. Вам также необходимо убедиться, что запасные части для ремонта доступны по цене и легко доступны. По сути, вам необходимо инвестировать миллиарды долларов в инфраструктуру продаж и послепродажного обслуживания, чтобы выйти на любой новый рынок уже сегодня. Сегодня у российских производителей такой возможности нет.