Marlin: Взгляд назад на восхитительно необычный автомобиль

Хотя он просуществовал недолго и не побил рекордов продаж, доступный по цене высококлассный Marlin имел эффектный дизайн фастбэка без стоек, который привлек людей в дилерские центры AMC.
Весной 1954 года Nash-Kelvinator Corporation и Hudson Motor Car Company объединили усилия, чтобы сформировать American Motors Corporation (AMC).

Новое предприятие попыталось стать занозой в боку Большой тройки Детройта, сосредоточившись на доступных, но качественных автомобилях.

В какой-то степени эта стратегия была успешной, но к началу 1960-х годов AMC с трудом привлекала молодых покупателей, которые хотели более захватывающие автомобили.

Хотя президент корпорации Рой Абернети упорно выступал против любой ассоциации с автоспортом или разработки версий своих моделей, ориентированных на производительность, он признавал, что нужно что-то сделать, чтобы оживить имидж AMC и привлечь внимание молодых покупателей.

В 1963 году Абернети попросил талантливого и будущего вице-президента по дизайну Дика Тига создать захватывающий новый концепт-кар, который бы поразил публику на самых престижных автосалонах страны в 1964 году.

Однако Тигу и его команде дизайнеров был предоставлен жесткий бюджет, поэтому вместо того, чтобы создавать новый автомобиль с нуля, они были ограничены модификацией существующей серийной модели.

Ходили слухи, что Plymouth и Ford собираются представить новые спортивные, ориентированные на молодежь модели на основе своих серийных компактов, поэтому Тиг решил сделать то же самое и выбрал новое третье поколение Rambler American в качестве строительного блока для концепции.

Первоначально названная Spectre, а затем переименованная в Tarpon, концепция использовала гораздо больше, чем шасси кабриолета Rambler American.

За исключением слегка измененной решетки радиатора, Tarpoon был Rambler American от брандмауэра и дальше.

Тем не менее, остальная часть кузова, изготовленная с использованием стекловолокна и стальных панелей, была совершенно новой и гораздо более захватывающей. Тиг, большой поклонник довоенных седанов с покатой крышей типа «фастбэк», выбрал похожий дизайн для концепта.

В-стойки были убраны, чтобы придать силуэту более гладкий вид, и хотя кузов был окрашен в красный цвет, линия крыши контрастировала с широкой черной виниловой полосой с хромированной окантовкой.

Более того, концепт отличался высококлассным салоном с четырьмя отдельными ковшеобразными сиденьями и центральной консолью, которая отдавала духом европейского гранд-турера.

Tarpon дебютировал на национальном съезде Общества инженеров-автомобилестроителей в январе 1964 года, а затем отправился в годичный тур шоу-каров, собирая большие толпы на каждом мероприятии.

Положительные отзывы о Tarpoon убедили руководство AMC, что это молодежная спортивная модель, способная освежить имидж компании.

Однако AMC не хотела конкурировать с невероятно популярным Mustang и вместо этого решила заполнить рыночную нишу спортивной высококлассной средней моделью, которая предлагала удобства личного роскошного автомобиля по цене средней модели.

Поэтому Тигу, который теперь был вице-президентом по дизайну, было поручено начать работу над серийной версией Tarpon, но использовать Rambler Classic среднего размера в качестве строительного блока.

Как и концепт-кар, серийная версия была названа в честь рыбы, но было выбрано семейство марлиновых Istiophoridae с их копьевидной мордой или клювом и длинным жестким спинным плавником.

Следуя тому же рецепту ограниченного бюджета, Marlin сохранил переднюю часть Rambler Classic, в то время как остальная часть кузова была переработана вокруг привлекательной линии крыши фастбэка, продемонстрированной на Tarpon.

Тем не менее, команда дизайнеров во главе с главным стилистом Винсом Джерачи была вынуждена пойти на некоторые компромиссы, поскольку Рой Абернети был недоволен пространством над головой в задней части первого предсерийного прототипа.

С измененной линией крыши, которая, к большому разочарованию Тига, не была такой низкой, как изначально планировалось, Marlin поступил в дилерские центры в марте 1965 года.

За базовую цену в $3100 ($30 202 в деньгах 2024 года) новая модель поставлялась со стандартными передними дисковыми тормозами и предлагала роскошный салон с местом для пяти пассажиров плюс водитель, толстым ковровым покрытием, виниловой обивкой в ​​сочетании с тканевыми вставками и широкими передними сиденьями, которые откидывались в шести положениях.

Кроме того, у Marlin был довольно внушительный список опций, который включал отдельные, полностью виниловые ковшеобразные сиденья с откидными подлокотниками спереди и сзади, подголовники, центральную консоль и семипозиционную рулевую колонку « Adjust-O-Tilt » от AMC.

Под капотом автомобиля находился стандартный двигатель AMC inline six объемом 232 куб. дюйм (3,8 литра) , который выдавал приличные 155 л. с. на задние колеса через трехступенчатую механическую коробку передач или опциональную трехступенчатую автоматическую коробку передач « Twin-Stick ».

Для тех, кто хотел большей мощности, Marlin мог быть оснащен одним из дополнительных двигателей, например, 189-сильным 287 куб. дюйм (4,7 литра) двухкамерным V8, более крупным 250-сильным 327-кубовым (5,4 литра) двухкамерным V8 или четырехкамерной версией 327 мощностью 270 л. с.

Даже при оснащении самым мощным двигателем и всеми доступными опциями Marlin, который позиционировался как личный роскошный автомобиль, все равно был дешевле базового Buick Riviera.

С измененной линией крыши, которая, к большому разочарованию Тига, не была такой низкой, как изначально планировалось, Marlin поступил в дилерские центры в марте 1965 года.

За базовую цену в $3100 ($30 202 в деньгах 2024 года) новая модель поставлялась со стандартными передними дисковыми тормозами и предлагала роскошный салон с местом для пяти пассажиров плюс водитель, толстым ковровым покрытием, виниловой обивкой в ​​сочетании с тканевыми вставками и широкими передними сиденьями, которые откидывались в шести положениях.

Благодаря своему драматическому дизайну фастбэка, качеству сборки, широкому выбору опций и доступной цене, Marlin стал символом бренда Rambler, который AMC унаследовала от Nash Motors.

Общественность и автомобильная пресса неоднозначно отреагировали на дизайн фастбэка. Тем не менее, Marlin с самого начала стал глотком свежего воздуха для имиджа корпорации, привлекая целевой сегмент покупателей в ее дилерские центры.

Выпущенный в середине модельного года, Marlin 1965 года был произведен в количестве 10 327 единиц. Это не было особенно впечатляющей цифрой, но для AMC это было больше, чем ожидало руководство.

Кроме того, главной целью фастбэка было привлечь покупателей в дилерские центры корпорации и помочь продать более традиционные версии Rambler Classic, что и было достигнуто Marlin.

Доступный личный роскошный автомобиль вернулся в 1966 году для своего первого полного модельного года, но с тех пор, как табличка Rambler была упразднена, он был продан как Marlin компанией AMC.

Базовая цена снизилась до $2601 ($24582 сегодня) за счет перемещения некоторых стандартных функций в список опций, что отодвинуло модель дальше от сегмента личных роскошных автомобилей и ближе к обычному промежуточному сегменту — по крайней мере, в базовой комплектации.

Дальнейшие изменения включали затемненную решетку радиатора, установленный на капоте тахометр, опциональную четырехступенчатую механическую коробку передач и обычную трехступенчатую автоматическую коробку передач, которая заменила Twin-Stick. Кроме того, Marlin не изменился, и AMC ожидала, что цифры продаж будут расти в геометрической прогрессии.

Однако в середине года Dodge представил Charger на базе Coronet , и судьба Marlin резко изменилась.

С очень похожим кузовом фастбэк Charger был немного дороже, но выглядел намного лучше. Он также был доступен с более мощными V8 и выигрывал от более крупной дилерской сети Dodge.

Charger продали 37 344 единиц, что стало разочарованием для Dodge, но эта цифра повлияла на AMC еще больше.

Поскольку большинство потенциальных покупателей Marlin выбрали Ddoge, AMC продала в том году всего 4 547 единиц, и внезапно фастбэку потребовалась встряска.

Для модельного года 1967 года Marlin был полностью переработан, перейдя на совершенно новую полноразмерную платформу AMC, которую он разделял с Ambassador .

Более длинная, широкая и облаченная в гораздо более изящный кузов фастбэк с новой передней частью, модель выглядела лучше, но также была разумно дороже, чем когда-либо прежде.

Она продолжала предлагать множество высококлассных функций и широкий спектр опций, включая улучшенный двигатель V8 второго поколения AMC, доступный в вариантах 290 куб. см (4,8 литра) и 343 куб. см (5,6 литра), который выдавал до 280 л. с.

Несмотря на улучшения, Marlin не смог привлечь покупателей, и модельный год закончился с разочаровывающим общим объемом продаж в 2545 единиц.

Следовательно, корпорация решила махнуть рукой на Marlin и сосредоточиться на совершенно новом пони-каре Javelin, который дебютировал в 1967 году.

Несмотря на то, что Marlin так и не стал маркетинговым хитом, ему удалось изменить имидж AMC, а его нестандартный стиль оказал несомненное влияние на будущие тенденции.

Автомобиль, который осмелился быть другим, Marlin теперь является редкой классикой. Но, несмотря на свою редкость и уникальность, он не так востребован, как можно было бы подумать.

Согласно classic.com , экземпляр в отличной форме имеет среднюю стоимость всего 19 856 долларов. Это, безусловно, связано с отсутствием престижа, связанного с брендом AMC, и тем фактом, что немногие знают его историю, часто принимая его за подделку Charger первого поколения, а не наоборот. Более того

, его стиль продолжает вызывать неоднозначную реакцию энтузиастов, некоторые из которых также ставят автомобилю большой палец вниз из-за отсутствия мощного V8.

Тем не менее, Marlin остается увлекательной классикой, которая заслуживает того, чтобы ее открыли заново.

Чтобы узнать больше об этом забытом AMC, мы рекомендуем посмотреть видео на YouTube ниже от Лу Костабиле.